Заказать звонок

Виртуальная и дополненная реальность в высшем образовании

26.06.2025

Технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности находятся в очень странном положении. Они существую уже много лет, но по-прежнему воспринимаются как нечто передовое и непривычное, а уровень внедрения остается низким. Раньше основным препятствием служила стоимость, но с годами она значительно снизилась, и хорошая VR-гарнитура стала доступна значительно более широкой аудитории, даже если сама аудитория об этом до сих пор не знает.

Однако есть и исключения. Одна из сфер, где эти технологии набирают все большую популярность по всему миру, — это высшее образование. Тут никаких сюрпризов, образовательный сектор всегда был открыт к экспериментам с новыми методами и технологиями обучения. В первую очередь «новинку» полюбили инженеры и дизайнеры.

Традиционно трехмерные объекты проектируются в 2D-среде, на бумаге или на ПК. Виртуальная реальность полностью снимает это ограничение и дает студентам и преподавателям возможность создавать трехмерные объекты в трехмерном пространстве с полным пониманием и наглядной визуализацией глубины, ширины и высоты, что в корне меняет весь процесс, делая его более иммерсивным и понятным.

Технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности ближе и доступнее, чем вы думаете

Другой аспект, делающий виртуальную реальность незаменимой в современном образовательном процессе, — это удаленное обучение. Виртуальная реальностью позволяет студентам в учебной аудитории и удаленным участникам находиться в общей трехмерной среде. Современные гарнитуры используют технологии отслеживания, позволяя участникам видеть друг друга, а если добавить к этому аудиоканалы, по которым они смогут общаться, получим полную иллюзию нахождения в одном помещении. Это в равной степени повышает вовлеченность каждого из участников и позволяет студентам с ограниченной подвижностью иметь те же возможности по взаимодействию и перемещению, что и у остальных.

Примеров VR-проектов в образовательной среде немало, например, недавно Ноттингемский университет открыл специальный класс виртуальной реальности, в котором используется 40 гарнитур виртуальной реальности, 35 из которых подключены к отдельным ПК, а пять доступны в виде традиционных настольных систем с экранами. А в университет Оксфорд-Брукса, установили так называемую «VR-пещеру», принципиально новую технологию, в которой VR-очки позволяют шести участникам сохранять свою уникальную динамическую перспективу в виртуальном мире.

В российском образовании виртуальная и дополненная реальность тоже перестают быть чем-то неординарным. Например, специалисты Самарского государственного медицинского университета (СамГМУ) разработали отечественные VR-симуляторы для обучения медицинских работников. В линейку входит 13 тренажеров, позволяющих студентам практиковаться в оказании экстренной помощи и проведении диагностических процедур в виртуальной среде.

Само собой реализация подобных проектов требует творческого подхода и тесного сотрудничества с поставщиками/интеграторами, но результаты стоят того. И помните: виртуальная реальность ближе и доступнее, чем вы, возможно, думаете.